Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. >> Ключевые термины и понятия неформальных молодежных объединений >> Предпосылки образования неформальных молодежных формирований >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/61/1/4


Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. Общие положения.

Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства как эмансипация. Эмансипация — стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и (или) невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях. По мнению исследователя А. Файна1, неформальные группы выполняют ряд важных функций:

  • адаптируют подростка к обществу;
  • присваивают первичный статус;
  • облегчают потерю связей с родительским домом;
  • передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;
  • сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;
  • удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения. А также от социокультурной среды.

В протестных подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности (вседозволенности).

Маргинализм — (от латинского «марго») — край, черта, то есть «находящийся за чертой».

Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлением выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения 60-х — 70-х годов. Он осуждает в капиталистической системе все — официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов2. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противоставляя себя общепринятой культуре (контркультуре).

Пермиссивность — от английского «пермишен» — дозволение. Концепция «вседозволенности» возникла на Западе в начале 70-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (да и не одними ими) как вседозволенность. В условиях СССР, а, после его распада — в России, пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений.

Наркомания: В настоящее время выясняется, что для подростков, когда не нужно выражать свою позицию перед взрослыми, отношение к потреблению наркотиков колеблется от нейтрального до плохого. Для них — это не преступление, как для взрослых, а просто нехороший поступок. При этом отдельно выделяется категория «попробовать наркотик», при котором употребление наркотика один (первый и последний) раз часто вообще не рассматривается как осуждаемый поступок.

Молодежная субкультура развивается сама собой. Для каждой из субкультур свойственен свой стереотип злоупотребления психоактивными средствами3. Так, например, хиппи — сторонники «свободной любви» — предпочитали алкоголю гашиш и галлюциногены. «Панки», наряду с алкоголизацией склонны к злоупотреблению лекарственными препаратами (транквилизаторы, циклодол). Ценители современной поп-музыки склонны к употреблению галлюциногенов и психостимуляторов. Фанаты футбольных команд злоупотребляют алкоголем. Существуют такие движения как кислотники (рэйверы), для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом — основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэпера, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни.

Токсикомания — потребление токсичных веществ, для достижения одурманиявания (близкого к алкогольному).

В доперестроечный период среди подростков — выходцев из рабочих слоев, была распространена токсикомания бензином. В дальнейшем большую популярность завоевали хлорорганические растворители и пятновыводители (типа производимого в Прибалтике в 70-х годах пятновыводителя «СОПЛС» на четыреххлористом углероде — сильнейшем печеночном яде). Изредка использовался дихлофос, который добавлялся в пиво.

В 90-х годах из ингаляционных видов токсинов были наиболее распространены клей «Момент» и «Спрут». «Момент» был настолько популярен среди подростков, что вошел в наименование детей-токсикоманов: «моментщики». После 1998 года, когда производитель клея «Момент» изменил его рецептуру, изъяв из состава толуол, «Момент» перестал представлять интерес для токсикоманов. Они перешли на клеи «Спрут», «88» и бензин. Начиная с 2001 года наибольшее распространение получила крем-краска для обуви «Карат».

Сексуальная свобода: Во всем мире возраст между 14 и 16 годами сексуально активен. Подростковая гиперсексуальность — универсальное биологическое явление. Никакими запретами с ней не справиться. 14-15 -летние подростки не только имеют определенно выраженные сексуальные интересы, но и сами проявляют в этом отношении инициативу4.

Внешние проявления гиперсексуальности подростка выражаются в поведении: грубость, хамство, нецензурная брань и прочее. Традиционная педагогика, как правило, старается отвлечь подростка от мыслей о сексе. Чаще всего это сводится к тому, чтобы тщательно обходить стороной любые вопросы, касающиеся вопросов пола, чтобы «не возбуждать нездорового интереса» у подростков.

Информационно-просветительские кампании в области секса с начала 90-х годов были весьма агрессивными. Следует отметить, что все функции сексуального просвещения в настоящее время взяла на себя порно-секс-индустрия, которая вообще не признает каких-либо морально-этических ограничений. Серьезную конкуренцию ей могла бы составить школа и церковь.

Сдвиги5, произошедшие в сфере сексуально-эротических ценностей в результате «сексуальной революции»:

  • более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков;
  • более раннее начало сексуальной жизни;
  • социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства;
  • сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике;
  • рост терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности (преимущественно среди более молодых — 18-24 года);
  • увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении — многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным.

Сейчас сложно прогнозировать, в каких направлениях будет развиваться молодежная сексуальная революция. Однако, возможно предположить:

Во-первых, уже сейчас наметилась декриминализация педофилии, те дети и подростки до 14 лет уже не считают чем-то ужасным половые отношения со взрослыми. И, хотя юридически это будет оставаться уголовно наказуемым деянием, можно ожидать заметный рост педофилии.

Во-вторых, наиболее вероятно, что со стороны самих детей будут попытки вступления в сексуальные отношения в еще более раннем возрасте. К примеру6, в Лос-Анджелесе существует общество Рене-Гуньона, действующее под девизом: «Секс начинается с 8 лет, иначе будет слишком поздно». Цель этой организации — узаконить сексуальные отношения между взрослыми и детьми.

В-третьих, подростки очень часто делают своим идеалом преуспевающего «нового русского». При этом появляется идеализированный суммарный образ такого «нового русского», которому они пытаются подражать.

Имеет место также тенденции к увеличению популярности садомазохизма с ориентацией на садизм. Постепенно становится нормой в молодежной среде и сексуальное насилие. Большого распространения это еще не нашло. Однако массовость такого насилия внутри подростковых групп настолько велика, что вопрос о «приемлемости» насилия в собственной среде — вопрос только времени.



1. А.П. Файн. «Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами». 1989, Л. изд. «Знание»

2. В.С. Пазенок. «Общество «вседозволенности» - буржуазный миф. 1984. Киев. «Наукова думка».

3. Речнов Д.Д., Латышев Г.В. и др. «Шаг за шагом от наркотиков». 1999, СПб

4. И.С. Кон «Детям до 16 разрешается», газ. «Петербургский час пик», №10 (216), 6-12 марта 2002.

5. И.С. Кон. Сайт «Сексология».

6. Из книги «Национал-демократия или Новый реализм». Москва, «Александр Севастьянов», 1996.


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования